Не устаю поражаться тому, насколько глубоко, буквально на архетипическом уровне переплетаются между собой разные аспекты древнеиндийской
мысли – йога, философия, грамматика, медицина. Приведу последний удививший меня факт.
Как я уже писал в одной из предыдущих статей (Основы санскритской грамматики), почти все (кроме заимствованных) слова в санскрите
образованы от так называемых глагольных
корней, полный перечень которых и их классификация приведены в составленном
более двух тысяч лет назад справочнике «Дхатупатха».
Особенность этой книги состоит в том, что каждому из корней дается краткое определение (одно, реже два и совсем редко – три слова). В сущности, это не современный толковый словарь, скорее – подсказка-напоминалка для знающих людей. Или некий эталон. Я озадачился тем, как же автор определяет корень, от которого произошло слово «йога». В наше время даже неосведомленные в грамматике люди знают, что этот корень – yuj (युज्). Посмотрев в Дхатупатху, обнаруживаем, что таких корней там два (это, в сущности, не проблема, т.к. корни относятся к разным грамматическим группам, но значение имеют примерно одинаковое). Так вот, первый из корней определен автором как САМАДХАУ!!! Т.е. yuj – это самадхи («ау» в конце окончание падежа). Причем самадхи не в смысле мистического состояния, а в смысле «собирания вместе» (статью про этимологию слова «самадхи» см. здесь: Самадхи, точка сборки и гештальт психология.
Особенность этой книги состоит в том, что каждому из корней дается краткое определение (одно, реже два и совсем редко – три слова). В сущности, это не современный толковый словарь, скорее – подсказка-напоминалка для знающих людей. Или некий эталон. Я озадачился тем, как же автор определяет корень, от которого произошло слово «йога». В наше время даже неосведомленные в грамматике люди знают, что этот корень – yuj (युज्). Посмотрев в Дхатупатху, обнаруживаем, что таких корней там два (это, в сущности, не проблема, т.к. корни относятся к разным грамматическим группам, но значение имеют примерно одинаковое). Так вот, первый из корней определен автором как САМАДХАУ!!! Т.е. yuj – это самадхи («ау» в конце окончание падежа). Причем самадхи не в смысле мистического состояния, а в смысле «собирания вместе» (статью про этимологию слова «самадхи» см. здесь: Самадхи, точка сборки и гештальт психология.
Во второй раз корень определяется как САМЙЯМАНЕ (т.е.
самьяма), слово, тоже хорошо известное в йоге и читателям блога, к которому мы
вернемся при анализе второй главы. Но разумеется, здесь самьяма имеет то же
значение – «собирание вместе». Но как же красиво!!! Йога – это самадхи и самьяма. Во всех смыслах!!!!
P.S.
Кстати, ближайший родственник этого слова "самадханам" (समाधनम्), отличающийся только суффиксом, означает в санскрите "решение". Например, проблемы или уравнения...
P.S.
Кстати, ближайший родственник этого слова "самадханам" (समाधनम्), отличающийся только суффиксом, означает в санскрите "решение". Например, проблемы или уравнения...
Прекрасно!
ОтветитьУдалить