20 февраля 2013 г.

Сутры 1.12. - 1.15. Абхьяса и вайрагья. А существует ли третий путь? Немного о самскарах и тантре



Метод контроля состояний (абхьяса) и метод разотождествления с состояниями (вайрагья) являют собой две взаимосвязанные и дополняющие друг друга ветви на дереве духовных практик. 

Однако, я бы сказал, что у Патанджали не хватает третьего метода – метода тотального проживания состояний, который описан в тантре. 

Разумеется, говорить о тантре как о единой традиции крайне грубо, тем не менее, с практической точки зрения есть ряд универсалий, присущих системам, соотносимым с тантрическими, независимо от исходной религиозной принадлежности – от Песни Сарахи и практик Махасидхов до Виджняна Бхайравы тантры. 

16 февраля 2013 г.

Кумбхамела. Кульминация - утопление статуй богинь

После того, как увидел окончание вчерашнего ритуала, которое проводится в Варанаси, понял контекст всего ритуала, глубоко архаичного, вероятно, даже доарийского. 

Сегодня топили богато украшенные статуи Богинь после того, как они простояли на украшенных постаментах на улице целый день. Везли и топили статуи беснующиеся молодые мальчики в полутрансовом состоянии. Заснял кучу видео, но блоггер платформа его с телефона не выкладывает :(.

Кстати, ритуал подействовал – льют проливные дожди.

Сутры 1.12. - 1.15. Абхьяса и вайрагья в стихах.



Р. Киплинг. Письмо к сыну

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

15 февраля 2013 г.

Сутры 1.12. - 1.15. Абхьяса и вайрагья. Два фундаментальных подхода в йоге




Ну вот, я снова на борту самолета, лечу в Индию на кумбхамелу. Путешествие, как обычно, высвобождает некоторое количество времени и создает романтическое настроение, способствующее творчеству, что, безусловно, плюс при написании блога. Однако тут же актуализировался и минус – моя любимая библиотека, вероятно, уникальная в своем роде, теперь далеко, Интернет в Индии есть не везде и при написании придется полагаться более на память, чем на книги. А статья об абхьясе и вайрагье уже три недели крутится у меня в голове и просится быть написанной, несмотря на сложность категорий. Так что если я ошибусь в деталях или по мелочи, не придирайтесь, а доброжелательно ) пишите в комментах – по прибытии домой перепроверю и исправлю. Итак, перейдем к делу.

Кумбхамела 2013 или катарсис по индийски

Разумеется, никакого отношения к Йога сутре это не имеет, но мне приятно поделиться с моими читателями своими сегодняшними переживаниями от посещения Кумбхамелы. Думаю, потом я уберу эту статью. А может и нет :)

6 февраля 2013 г.

Сутра 1.6. ПРАМАНА: методы «правильного» познания. Теория познания и развитие аджны в Йоге.


Как уже говорилось выше, праману или «правильное», «достоверное» знание, Патанджали выделил в качестве первой вритти
Однако, бросается в глаза, что, говоря о прамане, в отличие от остальных вритти, автор ЙС дал не только определение, но и перечислил основные положения традиционной индийской гносеологии. А именно, перечислил «правильные» источники познания: собственное восприятие, свидетельство авторитетного источника и логическое умозаключение. 

1 февраля 2013 г.

Сутры 1.10. - 1.11. Вритти: нидра и смрити


Перейдем к обсуждению двух последних из приведенных Патанджали вритти: смрити и нидра

Традиционный перевод этих двух слов память и сон мы уже обсудили и раскритиковали в одном из предыдущих разделов форума. Напомню, что для того чтобы сохранить логичность текста в понимании вритти, как состояний с которыми сливается Внутренний Наблюдатель мы перевели соответствующие термины как воспоминания и сновидения. Проверим теперь верность хода нашей мысли опираясь на определения этих категорий, данные самой ЙС.

Нидра 

अभावप्रत्ययालम्बना वृत्तिर्निद्रा ॥ १०॥
1.10. abhāva-pratyayālambanā vṛttir nidrā