Метод контроля состояний (абхьяса) и метод
разотождествления с состояниями (вайрагья) являют собой две взаимосвязанные и
дополняющие друг друга ветви на дереве духовных практик.
Однако, я бы сказал, что у Патанджали не хватает третьего метода – метода тотального проживания состояний, который описан в тантре.
Разумеется, говорить о тантре как о единой
традиции крайне грубо, тем не менее, с практической точки зрения есть ряд
универсалий, присущих системам, соотносимым с тантрическими, независимо от
исходной религиозной принадлежности – от Песни Сарахи и практик Махасидхов до
Виджняна Бхайравы тантры.
В первую очередь – это указанная в тексте практика проживания пиковых эмоциональных состояний. Впрочем, это тема отдельной статьи, к которой я, возможно, вернусь позже. В европейском массовом сознании этот подход популяризировал Ошо, который считал, что есть два пути в духовной практике: путь Йоги и путь Тантры. Конечно, Ошо, как всегда, упрощал, тем не менее он достаточно точно обозначил путь Йоги как совокупность практик самоконтроля и разотождествления, предложенных Патанджали. Но Ошо говорил, что есть и другой путь – путь Зорбы – путь проживания состояний. На Ошо, выросшего в религиозной семье, вероятно, огромное впечатлениепроизвел жизнелюбивый образ грека Зорбы из одноименного фильма, который он часто цитировал в своих лекциях и который рассматривал даже как некоторый образец внерелигиозной духовности. Я не разделяю восторга Ошо именно этим образом, однако полностью согласен с идеей о том, что жизнелюбие, радость и вкус жизни являются признаками духовности, тогда как противоположные состояния – признаками невротизма и негармоничности человека.
В чем же суть тотального проживания? В
массовом около-эзотерическом сознании, как обычно, все просто. Если хочешь
избавиться от привязанности к шоколаду – сожри ящик, отравись им, и
тебе больше не будет хотеться шоколада. Прими это состояние в себе. И через
максимальноеего проживание, ты все равно поймешь, что в конечном итоге это
состояние также иллюзорно, как и все остальные.Как говорят буддисты – каждая
вещь содержит в себе освобождение от самой себя.
Но, несмотря на привлекательность такого подхода, особенно для начинающих, глубинное ощущение сомнения в духовности остается, да и понятно, что невозможно вылечить обжорство пережиранием, алкоголизм – запоем. Только булимию или«белочку» заработаешь. Да и зачем «нормальному» человеку тотальное проживание, если он и так весь в своих эмоциях, точках зрения и проблемах, а про возможность разотождествления с чем-либо из этого даже не слышал? Вероятно, дело глубже.
Но, несмотря на привлекательность такого подхода, особенно для начинающих, глубинное ощущение сомнения в духовности остается, да и понятно, что невозможно вылечить обжорство пережиранием, алкоголизм – запоем. Только булимию или«белочку» заработаешь. Да и зачем «нормальному» человеку тотальное проживание, если он и так весь в своих эмоциях, точках зрения и проблемах, а про возможность разотождествления с чем-либо из этого даже не слышал? Вероятно, дело глубже.
Для того чтобы понять суть пути тантры, как тотального проживания, необходимо обратиться к еще одной категории индийской философии и йоги, а именно категории самскара.
В принципе, у Патанджали есть специально посвященные ей строфы, разбирая которые я и хотел бы углубиться в значение этого термина, однако небольшие пояснения, важные для понимания сути пути тантры, сделаю уже сейчас. Тем более, что понять эту категорию, опираясь на опыт современной постпсихоаналитической психологии, достаточно просто[1].Самскара – это вытесненное в бессознательное желание, которое неосознаваемо влияет на поведение человека таким образом, чтобы толкать его к своей прямой или символической реализации.
Поясню на примерах. Например, человек испытывает к кому-то чувство злости, но, считая себя добрым, не проявляет его. Вытесненная злость не исчезает – онаначинает толкать человека к поступкам, направленным на косвенное причинение вреда объекту злости, или, в еще более запущенных случаях (перенос), – другимлюдям, ассоциирующимся с ним. Это может быть слишком обидная шутка, или «случайно», «против воли» выданная компрометирующая информация, или даже «нечаянно» уроненная на ногу гиря ). Фокус в том, что человек, действующий под влиянием самскары, не осознает того,что его поступки вовсе не случайны, как ему кажется, а имеют внутреннюю, пусть и извращенную логику [2]. Подавление порождаемых самскарами импульсов приводит кпоявлению новых – вторичных, третичных и т.д. самскар. Однако и следуя их импульсам, человек не получает удовлетворения, поскольку глубинное желание, лежащее в основе самскары, может очень сильно отличаться от того, что человек делает. Часто самскары порождены вполне природными желаниями, которые будучи многократно вытесненными и выкрученными приобретают весьма причудливые формы.С очевидностью, самскары являются видом вритти. Кроме того, следуя порожденными самскарами импульсами, человек зарабатывает претензии со стороны других людей, которые, по сути, также являются самскарами. Фундаментальность этой категории в практике йоги обозначил сам Патанджали, который указал, что именно самскары являются источником и механизмом кармы.
Но вернемся к тантре. Действительно, существуют люди, самскары
которых просты и «невыкручены» логически, и для которых духовной
практикой будет прямое принятие своих желаний. Например, «синдром полстакана»:
когда человеку хочется сока, он наливает себе полстакана, потом еще полстакана.
Почему сразу весь стакан не налить и не выпить? Потому что человек не до конца
принимает свои желания. Сок – метафора. Человеку что-то хочется, а он не
может себе этого позволить в полном объеме, соглашаясь на полумеры. В результате
растет неудовлетворенность от жизни, ощущение зря прожитых лет и т.д.
Только удовлетворив некоторое желание в полном объеме, понимаешь, насколько
стал счастливее.
С терапевтической точки зрения такая практика полезна
для тех людей, у которых существуют какие-то вставки – ограничивающие
программы и установки – на чакрах. То есть человек что-то делает, но
не может«отвязаться» в полном объеме. Или он делает, но испытывает чувство вины
по поводу того, что делает. Вроде бы желание и реализовано, но удовлетворения
нет. Используя математическую метафору, если у человека стоит вставка, например,
на 30 процентов, то, соответственно, из ситуации извлекается 70 процентов опыта,
ана 30 извлекается чувство вины за то, что он это сделал. И таким образом,
30 процентов опыта каждый раз недо-приобретается. Для того чтобы вынести весь
опыт из этой ситуации, по Патанджали, «предмет стал полностью под господством»
этого человека, опыт необходимо извлечь в состоянии тотальности, полного
приятия того, что вы делаете. Чем более пиковые переживания человек испытывает,
тем более они его насыщают. В этом смысле, например невротическую зависимость
от секса следует «лечить» не большим количеством секса, а более ярким сексом
и именно с теми партнерами и именно в тех вариантах, которые особенно желанны.
Однако, это простейший вариант понимания пути
тотальности, связанный, как я сказал, с простейшими самскарами. Более
сложным и имеющим отношение к Тантре как развитой системе психопрактик является путь,
основанный на реализации и тотальном переживании неповерхностных импульсов
самскар, а тех глубинных и, на мой взгляд, природныхжеланий, которые, будучи
вытесненными, и породили эти самскары. Недвойственность их проживания
состоит в том, что вначале эти желания нужно принять в себе, что само по себе –
задача, требующая тонких практик, ведь раз они уже были вытеснены, значит, в
психике есть самскары, а также кармические условия к
этому приведшие. Без практики вайрагьи –
разотождествления с привычными эмоциональными формами- которая, на первый
взгляд, противоположна этому пути, – это простоневозможно. С другой стороны,
удержать себя в пиковом переживании возможно только опираясь на глубокий
самоконтроль – абхьясу.
Таким образом, третий путь существует, но в какой-то
мере он является «дочерним» по отношению к указанным Патанджали подходам абхьясы
и вайрагьи.
__________________
[1] Что, кстати, было невозможно во времена первых переводов ЙС, сделанных еще до работ Фрейда.
[2] О существовании логики даже в действиях психически больных людей можно почитать в работах Л. Витгенштейна.
Подскажите пожалуйста какие именно работы Витгенштейна раскывают эту тему ?
ОтветитьУдалитьначните с логико-философского трактата
ОтветитьУдалить