Несмотря на кажущуюся простоту сутры 1.17, она имеет фундаментальное значение в концепции йоги Патанджали и понимании принципов духовного развития в целом. Возможно, по прикладной значимости эта строчка – вторая по важности после определения йоги как читта-вритти-ниродхи.
Действительно, в этой строфе Патанджали указывает на факт соприкосновения духовного измерения и процессов в нем (об осознании – сампраджне, как акте расширения сознания надеюсь мы поговорим в одной из следующих статей) с когнитивными процессами (витарка и вичара), эмоциональными (ананда) и экзистенциальными (асмита) переживаниями.
Само по себе такое соприкосновение было не очевидно для многих мистических систем (подробнее смотри раздел о соотношении психологического и духовного в моей книге по психопрактикам), равно как не очевидной является простроенная Патанджали иерархия. Даже в наше время многие искатели склонны путать эмоциональные переживания с духовными или напротив – отрицать значимость интеллектуального и эмоционального опыта. Что и говорить о мощи и новаторстве такой мысли 2 тысячи лет назад.
Также, из строфы 1.17 вытекает фундаментальный принцип йогических психотехник – влияние на эмоциональное состояние посредством осознания, о чем мы также поговорим в следующих статьях.
Относительно иерархии, возникла аналогия управления тонкого тела (или мира :) более грубыми. И проявления дисгармоний, в такой же последовательности. И проявления идей.
ОтветитьУдалитьДумаю это грубовато...
Удалить