Как, надеюсь, помнит читатель, в
одном из предыдущих постов мы рассмотрели категорию нидра и дали объяснение, почему нидра выделена Патанджали как одна из
вритти. Однако недавно мне задали
вопрос: являются ли сновидения формой вритти?
Поскольку вопрос показался мне правомерным, дам
здесь на него краткий ответ, рассмотрев попутно некоторые дополнительные
моменты, связанные с этой темой.
Прежде всего, попробуем актуализировать, что представляют собой сновидения с психологической точки зрения. Думаю, большинство читателей обращали внимание на то, что сновидения связаны с текущими эмоционально значимыми ситуациями. Обращаясь к работам Фрейда и Юнга, да и собственному опыту, можно уточнить это положение следующим образом: сновидения «показывают» в символической форме не осознаваемую самим человеком (или вытесняемую им) информацию о наличии эмоционально значимой ситуации и ее сути.
Чем более символичен сон – тем сильнее вытеснение проблемы – подсознание как бы вынуждено пользоваться более сложным эзоповым языком и иносказаниями, чтобы хоть как-то донести сведения о проблеме до не желающего ничего слушать сознания. У человека более осознанного и принимающего себя, т.е. в меньшей степени пользующегося механизмами вытеснения, сны носят более фактический характер, в пределе повторяя фактологию реальной ситуации «дословно» (т.е. человек видит во сне и пытается решить реальную жизненную ситуацию). Повторяющиеся сновидения свидетельствуют об упорном нежелании человека обратить внимание на вытесняемую проблему или ее обострение. Сама же такая значимая[1] ситуация на языке Йога сутры будет обозначена как вритти.
Исходя из сказанного, становится
понятным, что сны не являются формой вритти, но порождаются имеющимися у
человека вритти. Можно даже
сказать, что сновидения являются способом (или скорее шансом) осознания (и таким образом, как мы
помним из последних сутр, избавления
от…) вритти. Именно поэтому перечисляя
в первой главе способы успокоения читты,
Патанджали в 1.38 упоминает как один из таких способов «опору на знание из сновидений».
Рассмотрим еще один сопутствующий
вопрос. В упомянутом посте про нидру я показал, что отождествлять Патанджалиевскую
категорию нидра с процессом сна некорректно. Сказанное выше
также укрепляет нас в этом убеждении. Поэтому попытки некоторых практиков
отказаться от сна или избавиться от сновидений нелепы. Однако, многие
авторитетные трактаты, например Гхеранда самхита и Хатха йога прадипика,
упоминают, что человек, практикующий йогу, становится «несонливым» или по
крайней мере спит меньше. Разумеется этот эффект может достигаться благодаря
хорошей физической форме, но помятуя, что аутентичная йога – это читта-вритти-ниродха,
а не спортивная гимнастика, попробуем объяснить этот эффект именно с этих
позиций.
Ключом к объяснению является
наблюдение о связи сонливости с психологическим состоянием человека, т.е., по
сути, с теми же вритти. Здоровый (физиологически обусловленный) сон человека
приходит в одно и то же время, сообразуясь с суточными циклами и длится
предсказуемо для каждого человека (опять же в зависимости от индивидуальной
физиологии и сезонных ритмов). Сонливость (желание спать) в норме завершается
крепким сном, и не зависит от текущих
ситуаций.
Однако в ряде случаев сон и сонливость становятся психосоматическим защитным механизмом. Сонливость, часто связанная с кажущейся потерей сил, «отяжелением» тела и т.д. приходит как помощница в вытеснении напрягающей ситуации. Также и удлинение сна, против обычной физиологической нормы может быть свидетельством включения защитного механизма «уход». Мои наблюдения показывают, что наиболее частой причиной повышенной сонливости является вытесняемая агрессия.
Однако в ряде случаев сон и сонливость становятся психосоматическим защитным механизмом. Сонливость, часто связанная с кажущейся потерей сил, «отяжелением» тела и т.д. приходит как помощница в вытеснении напрягающей ситуации. Также и удлинение сна, против обычной физиологической нормы может быть свидетельством включения защитного механизма «уход». Мои наблюдения показывают, что наиболее частой причиной повышенной сонливости является вытесняемая агрессия.
[1]
Напомним, что «текущая» ситуация может быть соотнесена с такими вритти, как прамана, випарья и
викальпа. Уже «прошедшая» ситуация,
ставшая по терминологии психоаналитиков «психотравмой» – со смрити.
Очень интересно,спасибо Андрей Григорьевич!
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью Андрей Григорьевич.
ОтветитьУдалитьВаше описание вирити нидра очень похоже на состояние лень. По моим наблюдениям, лень появляется как защитный механизм тогда когда есть что делать, и лень всегда сопровождается сонливостью. Причём эта сонливость не связанна с физиологически обусловленной потребностью в сне или усталостью возникшей в процессе длительной деятельности. Как по Вашему, правомочно поставить знак равенства нидра = лень?
Ещё раз спасибо.
Безусловно вы правы в том, что лень - защитная реакция. Однако знак равенства ставить неточно. Правильнее сказать , что
Удалитьлень - внешнее выражение (симптом) наличия вритти.
В данном контексте буду благодарен за пояснения что такое Йога-Нидра
ОтветитьУдалитьЕсли подойти формально то само название содержит противоречие
Термин "йога нидра" придумал и использовал Свами Сатьянанада Сарасвати для обозначения разработанной им техники, которая по сути является глубокой медитацией на расслабление. В этом смысле название не может быть противоречивым как автор захотел так и назвал:).
УдалитьДругой интересный вопрос - является ли данная техника "исконно" индийской? я думаю нет - в ней видны следы модных в то время на западе методов Шульца и метода мышечно-прогрессивной релаксации Джекобсона. Но специально этот вопрос я не изучал
Спасибо большое, Андрей Григорьевич!
ОтветитьУдалитьКак раз было актуально.