О шаманских корнях йоги, как, впрочем, и других психопрактик, я уже неоднократно упоминал как в этом блоге, так и в других своих работах.
Однако, в этой связи возникает вопрос – соотносимы ли основные цели и практики
йоги, сформулированные Патанджали с аналогичными целями и практиками шаманизма.
На первый (и неискушенный) взгляд общность увидеть достаточно сложно, но при
более внимательном анализе, основанном не на внешних проявлениях, по которым
известна каждая из систем, а на попытке понять глубинное содержание
психотехнического опыта, описываемого через доступные метафоры, преемственность
между шаманизмом и йогой и в этом вопросе становится очевидной.
Читателя, подзабывшего мои интерпретации строки Йога сутры о сути состояния читта-вритти-ниродхи, отошлю к соответствующим статьям блога, а в этой статье начнем с обсуждения описаний шаманского опыта. Основными элементами такого опыта являются: шаманское путешествие, битва с духом и овладение им как способ увеличения личной силы шамана, потеря «души» как объяснение причины болезни, возврат «души» как техника исцеления, возможность влияния на человека «враждебных», обиженных «духов». Оставив пока в стороне вопрос о путешествиях, остановимся на последних двух пунктах.
Читателя, подзабывшего мои интерпретации строки Йога сутры о сути состояния читта-вритти-ниродхи, отошлю к соответствующим статьям блога, а в этой статье начнем с обсуждения описаний шаманского опыта. Основными элементами такого опыта являются: шаманское путешествие, битва с духом и овладение им как способ увеличения личной силы шамана, потеря «души» как объяснение причины болезни, возврат «души» как техника исцеления, возможность влияния на человека «враждебных», обиженных «духов». Оставив пока в стороне вопрос о путешествиях, остановимся на последних двух пунктах.
Итак,
если верить современным этнографам, в шаманизме существовали представления, что
человек может болеть по двум причинам. Первая причина – это «потеря души»
человеком. И вторая причина – одержимость (или влияние) враждебных духов.
Разумеется, термины «дух» и «душа» не использовались самими шаманами и «прижились»
в этнографии в силу того, что первыми исследователями были христианские
миссионеры или просто люди, привязывавшие даваемые описания к единственно
имеющейся в их распоряжении христианской системе терминов[1].
Поэтому понять, что имеется в виду, точнее, какой опыт концептуализирован столь
неудачными словами, иногда становиться непросто. Разумеется, когда мы говорим о «потере души» здесь – это не тождественно
взгляду религиозного европейца на эту проблему, для которого «потеря души» – равно
«смерть». А для шамана это – лишь болезнь, причем излечимая. Да и «душ» шаманы
насчитывали в человеке не одну, а до пяти (по Попову). Таким образом, «потеря
души» – лишь метафорическое описание некоторого переживания или состояния
сознания.
Разумеется, мы не можем достоверно доказать, какое именно состояние имелось в виду. Но предположить можем. В качестве основы для такого предположения возьмем два соображения. Во-первых, состояния, скрывающиеся за этой метафорой, должны быть испытываемы и современным человеком; во-вторых, метафорическое описание такого опыта должно остаться и в современном языке. Такие метафоры и состояния есть. Например: «потерять/найти себя», «выйти из себя», «быть не здесь» и т.п. Все эти метафоры выражают некую степень разбалансированности состояния, которая рефлексивно переживается именно как ощущение себя не в теле, а в некотором другом пространстве.
Это может быть «пере-проговариваемый» неудачно оконченный разговор, затягивающее воспоминание или фантазия, взаимодействие с объектом страха или вины и т.д. То есть именно то, что Патанджали относил к вритти. Более того, вспоминая наше определение читты как субстанционированного самоощущения психической деятельности, мы также увидим ясные аналогии. Метафора ухода «души» из тела описывает тот же самый опыт, что и метафора «покидания читтой тела через ворота чувств». В этом смысле становится яснее использование термина «ниродха», одним из значений которого является «заточение».
Разумеется, мы не можем достоверно доказать, какое именно состояние имелось в виду. Но предположить можем. В качестве основы для такого предположения возьмем два соображения. Во-первых, состояния, скрывающиеся за этой метафорой, должны быть испытываемы и современным человеком; во-вторых, метафорическое описание такого опыта должно остаться и в современном языке. Такие метафоры и состояния есть. Например: «потерять/найти себя», «выйти из себя», «быть не здесь» и т.п. Все эти метафоры выражают некую степень разбалансированности состояния, которая рефлексивно переживается именно как ощущение себя не в теле, а в некотором другом пространстве.
Это может быть «пере-проговариваемый» неудачно оконченный разговор, затягивающее воспоминание или фантазия, взаимодействие с объектом страха или вины и т.д. То есть именно то, что Патанджали относил к вритти. Более того, вспоминая наше определение читты как субстанционированного самоощущения психической деятельности, мы также увидим ясные аналогии. Метафора ухода «души» из тела описывает тот же самый опыт, что и метафора «покидания читтой тела через ворота чувств». В этом смысле становится яснее использование термина «ниродха», одним из значений которого является «заточение».
В
рамках сказанного становится легко концептуализируемой и метафора влияния
сторонних духов на человека. Которая суть есть описание эмоциональной и энергетической
связи между людьми с негармоничными отношениями, которая с очевидностью
негативно влияет на здоровье. К метафоре борьбы с духом и путешествия надеюсь
вернуться в будущем.
Думаю, читатель
заметил, что я снова иллюстрирую тезис о том, что все системы психотехник, по сути,
работают с одними и теми же состояниями и методами, и отличаются между собой
лишь используемыми для их описания метафорами.
[1] Желающие познакомиться с
вариантами аутентичных названий, а также понять разницу этих терминов от их
христианизированных аналогов, могут посмотреть, например, книгу: Попов «Алтайский
шаманизм».
Автор "Алтайского шаманизм"а - Попов или Потапов?
ОтветитьУдалитьПопов В.Г
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьАндрей, подскажите пожалуйста где можно приобрести в электронном виде вашу книгу "Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика."? Обыскал весь интернет.
ОтветитьУдалить