Строка 1.25 Йога сутры сравнивает Ишвару с семенем, в котором содержится все знание (сарва-джнана-биджа):
तत्र निरतिशयं सार्वज्ञबीजम् ॥ २५॥
25. tatra niratiśayaṃ sārva-jña-bījam
25. Там (в Ишваре) наивысшее семя всех знаний
Это удивительным образом перекликается с поразительной строчкой Катха упанишады:
3.3.1 Наверху ее корни, внизу — ветви, это вечная смоковница.
Это чистое, это Брахман, это зовется бессмертным.
В этом утверждены все Миры, никто не выходит за его пределы.
(пер. Сыркина)
Любой образованный читатель без труда увидит в этой строчке коннотацию с шаманским Мировым деревом. И, без сомнения, будет прав. Но…. Почему это дерево — вверх ногами? Точнее, корнями. Ответ индийских пандитов таков: потому, что источник, «семя» Всего — Ишвара, а он — наверху. И этот ответ прокладывает мостик между строками Катха упанишады и Йога сутры. Но не только. Ведь, если вдуматься, этими же строчками покрывается и основная идея Платона о мире Эйдосов, который является совокупностью «абсолютных и совершенных образцов возможных вещей». Ну чем не семя?
«Способом бытия эйдоса в таком случае является его воплощаемость и воплощенность во множественных вещах в соответствии со своей функциональной структурой как образца, как рода и как собственно образа». Вот вам и Мировое дерево. Вверх корнями…..
Бхагавад Гита 15.1
ОтветитьУдалитьщрИ-бхагавАн увАча
Урдхва-мУлам адхаХ-щАкхам ащваттхаХ прАхур авйайам
чхандАМси йасйа парНАни йас таМ веда са веда-вит
Перевод:
Верховный Господь сказал: Писания говорят о вечном дереве баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, листья которого — ведические гимны. Знающий это дерево знает Веды.
Гуру, тождесвенны ли понятия "эйдос" Платона и "архетип" Юнга?
ОтветитьУдалить